Главная / 44 ФЗ / Экспертиза результатов исполнения государственных и муниципальных контрактов

Экспертиза результатов исполнения государственных и муниципальных контрактов

В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) подробно описано, каким образом Заказчик в ходе исполнения государственного или муниципального контракта должен осуществлять приёмку товаров и документально её оформлять (части 6-8 статьи 94 Закона №44-ФЗ).

Одним из элементов приёмки товара является проведение заказчиком экспертизы соответствия условиям контракта в отношении предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов (часть 3 статьи 94 Закона №44-ФЗ). Указанную экспертизу заказчик может провести самостоятельно либо с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключённых в соответствии с Законом №44-ФЗ.

Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:

Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2022 г.

Стоимость: 16800 руб. Подробнее

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ.

Данное определение распространяется на экспертов и экспертные организации, которые привлекаются заказчиком на основе договора (т.н. «внешних» экспертов).

Необходимо сразу уточнить, что Федеральный закон №44-ФЗ выделяет две категории экспертиз:

 обязательная;

 допустимая (возможная).

Выбор категории экспертизы остается за заказчиком.

Для проверки соответствия результатов предоставленных исполнителем услуг условиям контракта в соответствии с частью 3 статьи 94  проводится обязательная экспертиза во всех без исключения случаев, вне значимости от того, кем она производится: собственными силами Заказчика или с помощью привлеченных лиц. Причем, часть 7 статьи 94 устанавливает требование, если контракт устанавливает поэтапную приемку результатов услуг, то их проверка осуществляется в сроки и в порядке, которые указаны в контракте.

Кроме того, обязательная экспертиза также подразделяется на:

— экспертизу, осуществляемую собственными силами Заказчика («внутреннюю» экспертизу);

— экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора («внешнюю» экспертизу).

Случаи, когда обязательная экспертиза может проводиться не иначе, как с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора («внешняя» экспертиза) следуют из перечисления пунктов части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.

Из 22 случаев, первоначально установленных 44-ФЗ, осталось 8, данное сокращение было осуществлено нормами 140-ФЗ в июне 2014 г.

Перечислим случаи обязательного привлечения независимых экспертов, это закупки по заключенным контрактам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по статье 93 часть 1 пунктам 10, 11, 12, 13, 16, 31, 34, 35. К ним относятся следующие случаи:

— поставка культурных, музейных ценностей для государственных учреждений (музеев, архивов…),

— поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых предприятиями УИС,

— закупки с целью трудоустройства осужденных,

— закупка произведений литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, закупка печатных и электронных изданий определенных авторов (обладающих исключительными правами),

— контракты на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком, который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия,

— приобретение для обеспечения федеральных, субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения,

— лечение гражданина РФ за пределами территории РФ в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 83, признан не состоявшимся,

— закупки федеральными или региональными инновационными площадками за счет средств выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.

Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает случаи, когда привлечение эксперта, экспертной организации допускается (возможно, но не является обязательным):

1) заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям (часть 1 статья 58 Федерального закона №44-ФЗ)

2) заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ.

Согласно нормам закона заказчик обязательно должен привлечь стороннего эксперта или экспертную организацию, если речь идет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закон содержит исключения из этого правила:

— пункты 1-9, 14,15,17-23,24 (только для федеральных нужд), 25,26,28-30,32,33,36, относящиеся к части 1 статьи 93 (единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)    (пункт 1 часть 4 статья 94);

— получение услуг экспертов и экспертных организаций (пункт 2 часть 4 статья 94);

— результатом контракта является проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу    (пункт 3 часть 4 статья 94).

Несомненно, законодатель, прописывая данные нормы, исходил из благих намерений и принципа объективности проведения экспертизы.

Правительство нашей страны может установить и иные случаи, когда привлечение экспертов обязательно, но пока такой перечень не установлен.

Критерии, которые позволяют провезти экспертизу, изложены в статье 41. Закон идет от обратного, т.е. прописаны моменты, запрещающие эксперту исполнять свои функциональные обязанности.

К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены (часть 2 статья 41):

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Должен ли эксперт показать корочки об образовании: такого в законе нет. Возможно, что должен представить необходимые документы: сертификат, документ об образовании и др.

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (пункт 15 статья 3).

Закон 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.

Итак, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций Заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации. При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации. Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в СРО), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (часть 8 статьи 41 Закона N 44-ФЗ);

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

В проекте контракта необходимо обязательно указать:

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика доп. материалы, относящиеся к предмету экспертизы (часть 6 статьи 41);

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (часть 7 статьи 41).

При привлечении к проведению экспертизы сторонних экспертных организаций, а также просто экспертов бюджетному учреждению следует знать, что согласно пункту 5 статьи 94 Закона о контрактной системе они имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.

Обязанностью эксперта, экспертной организации являются:

— оформлять своевременно и правильно экспертное заключение,

экспертное заключение должно быть объективным, обоснованным, соответствовать законодательству,

— уведомить в письменной форме заказчика, поставщика о допустимости своего участия в экспертизе.

В федеральном законе 44-ФЗ прописана ответственность экспертов, экспертных организаций:

— за предоставление недостоверных результатов экспертизы,

— предоставление недостоверного экспертного заключения,

— предоставление заведомо ложного экспертного заключения,

— не выполнение экспертами требований об уведомлении о допустимости (недопустимости) их привлечения к проведению экспертизы.

По результатам работы эксперта, экспертной организации заказчик должен получить от них заключение о том, может ли быть принято исполнение по контракту или нет. Само заключение должно быть подписано экспертом или представителем экспертной организации. Оно также может содержать предложения по устранению выявленных нарушений условий контракта и сроков их устранения, если данные нарушения не мешают в целом принять исполнение

Какими могут быть результаты экспертизы?

1.Экспертное заключение положительное — экспертом полностью подтверждаются результаты исполнения контракта поставщиком,

2.Экспертное заключение отрицательное — эксперт не подтверждает каких-либо характеристик или условий исполнения контракта,

3.Условно положительное заключение — установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Формы документа экспертизы закон не устанавливает, т.е. формы экспертного заключения нет. Главное, чтобы этот документ бы оформлен. Это может быть экспертное заключение, акт об экспертизе, подготовка экспертного заключения.

Финансирование экспертных исследований (услуг) заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету его бюджетных расходов (оплата за час работы эксперта или % от ЦК).

Письмо МЭР от 29.11.2013 N Д28и-2263 рекомендует, если в случае, когда по условиям заключенного контракта этапы оказания услуг не предусмотрены, но закреплена их ежемесячная оплата, экспертиза с составлением отчета в соответствии с ч. 9 ст. 94 должна проводиться ежемесячно.

Эксперт может быть отдельным приказом введен в состав комиссии.

Необходимо отметить, что нормы Федерального закона №44-ФЗ не содержат требований о необходимости принятия какого-либо локального акта Заказчика (приказа, распоряжения), определяющего перечень лиц, ответственных за проведение экспертизы, осуществляемой собственными силами Заказчика (т.н. «внутренней» экспертизы).

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика.

Заметим, что экспертиза результатов контракта нужна в любом случае, а также при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на суммы не менее ста тысяч рублей и для осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Но в этом случае закон позволяет проводить экспертизу собственными силами Заказчика (т.е. привлекая штатного сотрудника).

Внутренняя экспертиза проводится своими силами (сотрудниками заказчика) при приемке товаров, работ, услуг, автоматически с подписанием акта-приемки.

Необходимо заметить, что данный момент в законе не урегулирован, закон также не предусматривает обязанность Заказчика подготавливать дополнительные документы.

По выбору заказчика экспертиза может проводиться одним сотрудником или может быть создана целая приемочная комиссия, в состав которой должны войти не менее 5 человек (часть 6 статья 94 Закона №44-ФЗ).

Какой квалификацией должны обладать штатные сотрудники заказчика при проведении экспертизы силами заказчика?

Положениями 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика иметь в штате сотрудников, получивших дополнительное образование по конкретной экспертной специальности.

Данная обязанность заказчика прослеживается, если буквально толковать норму закона (часть 10 статья 94). При этом данное положение не соответствует нормам частей 5 и 7 указанной статьи, где указывается, что подобный документ оформляется, когда привлекаются сторонние эксперты. О том требуется ли оформление подобного документа или нет, если экспертиза проводится сотрудником заказчика, разъяснений компетентных органов пока не поступало.

Порядок проведения экспертизы сотрудниками заказчика и процедура привлечения сотрудников к выполнению данной работы не урегулированы законом, в отличие от проведения экспертизы сторонним экспертом, по которой даны небольшие инструкции в законе.

По общему смыслу трудового законодательства и при проведении аналогии можно сделать вывод о том, что возложение полномочий на сотрудника по проведению экспертизы – это дополнительные трудовые обязанности. Поэтому следует придерживаться норм трудового кодекса, регулирующих процедуру изменения трудовых отношений с работником в связи с изменением его трудовой функции. Напомним, что изменение трудовой функции работника возможно только с его согласия. Если работник согласен на новые условия, то необходимо заключить дополнительное соглашение к его трудовому договору и внести изменения в его должностную инструкцию. Кроме того, не лишним будет разработать внутренний локальный акт в организации, который бы регулировал процедуру проведения экспертизы.

Сам процесс проведения экспертизы в отсутствии специального регулирования можно сопоставить с проверкой поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Данная проверка проводится в соответствии с гражданским законодательством в рамках заключенных соответственно договоров поставки, оказания услуг и подряда (ст. 474, 513, 720 ГК РФ).

Принятые заказчиком товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, контрактом или обычаями делового оборота. В этот же срок товары должны быть проверены по количеству и качеству.

О выявленных несоответствиях или недостатках необходимо письменно уведомить поставщика (ст. 513 ГК РФ)

Порядок приемки товаров регулируется:

  1. положениями главы 30 «Купля-продажа» Гражданского Кодекса Российской Федерации;
  2. Инструкцией о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 года №П-6;
  3. Инструкцией о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года №П-7;
  4. Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 года;
  5. Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

При приемке товаров по качеству и комплектности должны выполняться требования к качеству товаров, предусмотренные договором или контрактом.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (формы №ТОРГ-2 и №ТОРГ-3), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

Акт по форме №ТОРГ-2 применяется при приемке отечественных товаров и составляется в четырех экземплярах.

Акт по форме №ТОРГ-3 применяется в случае получения импортных товаров и составляется в пяти экземплярах.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака, при несоответствии товара стандарту, ТУ или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется оформления расходной накладной (форма №ТОРГ-12).

Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в контракте.

Если контрактом для определения качества продукции предусмотрен отбор образцов (проб), лица, участвующие в приемке продукции по качеству, обязаны отобрать образцы (пробы) этой продукции.

Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.

Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами.

В акте должно быть указано:

а) время и место составления акта, наименование получателя продукции, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);

б) наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция;

в) номер и дата счета-фактуры и транспортной накладной, по которым поступила продукция, и дата поступления ее на склад получателя, а при доставке продукции поставщиком и при отпуске продукции со склада поставщика — номер и дата накладной или счета-фактуры, по которой сдана продукция;

г) количество мест и вес продукции, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;

д) указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном контрактом, со ссылкой на номер и дату.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и (или) экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы. Акты составляются с участием представителей организаций поставщика.

Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».

В акте отражается состав комиссии с обязательным указанием должности, фамилий и инициалов её членов. Акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем заказчика.

При приемке работ или услуг заказчик обязан осмотреть результат, удостовериться в его качестве.

Если заказчик принял работу без проверки, он в дальнейшем лишается права ссылаться на явные недостатки работы (ст.720 ГК РФ).

Приемка заказчиком услуг осуществляется в соответствие с условиями контракта и проводится по завершении оказания всего объема услуг или отдельных их этапов, предусмотренных условиями контракта договора, с представлением заказчику четко и правильно оформленной отчетной документации в установленной комплектности и необходимом количестве экземпляров.

При приемке услуг осуществляется определение фактического объема оказанных услуг на соответствие его требованиям контракта.

При приемке качества услуг проверяются свойства и характеристики результатов услуги, придающие услуге способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые производственные и (или) личные потребности, на их соответствие требованиям контракта, соответствующей нормативной и технической документации.

Документы, которые должен оформить Заказчик по результатам экспертизы:

— документ о приемке;

— отчет;

— заключение по результатам экспертизы.

В качестве примеров такого документа можно привести акты приёмки-передачи выполненных работ, приёмки-передачи оказанных услуг и др.

Порядок и сроки приемки и оценки результатов исполнения контракта должны быть указаны в контракте. В соответствии с данными условиями и проводится экспертиза. По результатам экспертизы заказчик должен оформить документ о приемке и подписать его. Если заказчик создал приемочную комиссию, то данный документ подписывает эта комиссия, а заказчик лишь утверждает её. Когда принять исполнение контракта не представляется возможным, то в сроки, установленные контрактом, заказчик направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке.

Заказчик вправе не отказывать в приёмке товара, работы, услуги либо результатов отдельного этапа исполнения контракта, если выявленное несоответствие их условиям контракта не препятствует приёмке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено контрагентом (часть 8 статья 94 Закона №44-ФЗ).

Также обратим внимание, что частью  2 статьи 94 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что контрагент в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Важно отметить, что экспертиза проводится не только на предмет соответствия количества и качества поставляемых товаров требованиям контракта, нужно обязательно отразить в экспертном заключении:

— соблюдение промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

— ненадлежащее исполнение контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены.

К сожалению, приходится констатировать, что официальных разъяснений относительно необходимости оформления документов в ходе проведения экспертизы и приемки результатов контракта силами заказчика в данный момент нет.

Законодатель возложил на заказчика обязанность помимо составления документа о приемке, составление отчета, который должен отражать информацию о результатах исполнениях контракта (о поставленном товаре, об оказанной услуге или выполненной работе). Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию (п. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе):

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

На основании части 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (вместе с «Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения») утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

Данным Постановлением определен срок размещения отчета — семь рабочих дней со дня:

А) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком по отдельному этапу,

Б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке ТРУ, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком,

В) расторжения контракта – со дня, определенного соглашением сторон о расторжения контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По мнению Минэкономразвития России, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.

Таким образом, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты), то отчет в соответствии с Положением формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты такого этапа, а также в случае завершения исполнения контракта или его расторжения.

Каких-либо исключений при составлении отчета по контрактам, заключенным в целях осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.п., Закон № 44-ФЗ не содержит.

Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:

Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2022 г.

Стоимость: 16800 руб. Подробнее

К отчёту прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приёмке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.Позже Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления разработают документ, в соответствии с которым данная информация будет размещаться на официальном сайте. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

Итак, произошли существенные изменения и уточнения в связи с проведением экспертизы.

Определили, что экспертиза — это деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам. При осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Следовательно, экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, производится всегда, вне зависимости от способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании части 1 статьи 94 федерального закона 44-ФЗ.

Внешняя экспертиза теперь проводится только в отдельных случаях у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), федеральный закон 140-ФЗ упростил в этой части закон, сократив количество случаев.

Изменения, внесенные в 44-ФЗ законом 140-ФЗ имеют «обратную силу». Действовать они стали не с июня 2014г., когда были приняты изменения 140-ФЗ, а с 1 января 2014 г., когда начал действовать закон о контрактной системе.

Таким образом, экспертиза — институт новый, введенный Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и за период его действия не все точки над «i» расставлены.


Шелоумов М.Л., эксперт НАИЗ, кандидат юридических наук