Главная / 223 ФЗ / Закупки радиоэлектронной продукции заказчиками, применяющими Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закупки радиоэлектронной продукции заказчиками, применяющими Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закупки радиоэлектронной продукции заказчиками, применяющими Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Нововведения и вопросы

10 июля 2019 г. официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Это довольно объемный документ: почти 40 машинописных страниц (по количеству знаков).

 

  1. В чем суть документа?

Само постановление (как и следует из его названия) в основной своей части посвящено государственному и муниципальному заказу: закупкам, проходящим по правилам Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Надо отметить, что меры, предусматривающие подобное стимулирование были и ранее, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление-968). Сводились они к правилу «третий лишний»: к запрету на допуск к участию в конкурентной закупке радиоэлектронной продукции (входящей в определенный перечень), если на закупку подано не менее двух предложений разных отечественных производителей по каждому виду закупаемой продукции (ограничения не применялись для продукции, происходящей из государств – членов Евразийского экономического союза). Оно действовало до 1 сентября 2019 года; с этого же момента должны применяться новые меры, стимулирующие отечественных производителей радиоэлектронной продукции, предусмотренные как раз Постановлением-878.

В качестве таких мер, предлагается сделать следующее:

  • Создать единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП). Правила его ведения утверждены приложением к Постановлению-878. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации утвердить ряд документов в отношении телекоммуникационного оборудования, а также (до 1 января 2020 г.)  утвердить требования по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования и методику оценки уровня локализации его производства (для присвоения ему статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения);
  • Ввести новый «Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Перечень-878). Вот он:
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности

(ОКПД2) ОК 034-2014

Наименование радиоэлектронной продукции
26 Оборудование компьютерное, электронное и оптическое
27.1 Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная и контрольно-измерительная аппаратура
27.2 Батареи и аккумуляторы
27.31 Кабели волоконно-оптические
27.32 Провода и кабели электронные и электрические прочие
27.33.13.130 Арматура кабельная
27.33.13.140 Контакторы электромагнитные
27.33.13.150 Пускатели электромагнитные
27.33.13.160 Аппараты электрические для управления электротехническими установками, кроме контакторов и пускателей электромагнитных, реле управления и защиты
27.33.13.190 Устройства коммутационные и (или) предохранительные для электрических цепей и прочие, не включенные в другие группировки
27.4 Оборудование электрическое осветительное
28.99.2 Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемые для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев
28.99.5 Части оборудования и аппаратуры, исключительно или в основном используемой для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев; части прочего оборудования специального назначения

 

  • Отменить ранее действовавшее Постановление-968, оставив сходный в основном механизм процедуры стимулирования (с исключениями из-под действия продукции, закупаемой по ряду межгосударственных программ, но (удивительно!) без оговорок в отношении продукции из стран-членов Евразийского экономического союза) и ряд других, связанных документов.
  • Изменить постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Вот это и есть интересующая нас (заказчиков по Закону 223-ФЗ, далее – «заказчики») часть. Текст ее составляет менее двух страниц, но, как говорится – «мал клоп, да вонюч». Почему же при описании изменений автор применил поговорку, которую сложно назвать положительной? Разберемся в следующем выпуске.

  1. Что важно нам?

Изменения Постановления-925 несложно процитировать. И сделаем это, чтобы иметь перед глазами первоисточник:

 

«… 1. Дополнить пунктом 2.1 в следующей редакции:

“2.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.”.

  1. Дополнить пунктом 3.1 в следующей редакции:

“3.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на “шаг”, установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.”.

в) дополнить пунктом 4.1 в следующей редакции:

“4.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на “шаг”, установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.”.

Для начала заметим, что при подготовке документа допустили оплошность: другого объяснения для нумерации пунктов «1, 2, в)» не находится. Возможно, это произошло из-за спешки. Потому что ничем иным невозможно объяснить следующее ощущение, которое возникает от сравнения изменений в Постановление-925 с остальным текстом Постановления-878: словно уже перед самим подписанием итоговой версии в отношении мер стимулирования «через госзаказ» кто-то спохватился, что забыты закупки по 223-ФЗ и быстро–быстро добавил к вполне логичному документу еще одну часть, не слишком заботясь ни о ни о качестве текста, ни о логичности подобного шага.

Начнем с качества. Помимо отмеченного выше сбоя в нумерации, изменения в Постановление-925 являются ярким примером плохого текста. Дело в том, что его авторы не стали усложнять себе жизнь, и вместо нормального изменения пунктов 2, 3 и 4 Постановления-925 продублировали их в новой редакции, утяжелив и без того неудачный язык исходника дублированием. Согласитесь, ведь можно было иначе. Например, так (посмотрим на примере пункта 2 Постановления-925):

«2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на следующее значение (при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке):

Значение снижения, % Вид продукции
1 30 радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции
2. 15 прочая продукция

…»

Пункты 3 и 4 можно было бы изменить аналогично – «на вырост», потому как есть вероятность увидеть новые меры поддержки производителей другой продукции, а продлевать таблицу лучше, нежели плодить многословие.

С содержанием – хуже.

Проблема первая. Определение РЭП

Само Постановление-878 это определение содержит. Вот оно[1]:

“радиоэлектронная продукция” – изделия, выполняющие свои ключевые функции за счет входящих в их состав электронных компонентов и модулей.

Не будем придираться и спрашивать, а где тогда для полноты определение «компонента» и «модуля» и что есть «электронный». Не будем. Но отметим: теоретически, любые «…изделия, выполняющие свои ключевые функции за счет входящих в их состав электронных компонентов и модулей» могут попасть в Реестр-878 – до провода и розетки включительно.

Примечание. На момент написания статьи (11 декабря 2019 года на сайте Минпромторга России (http://minpromtorg.gov.ru/opendata/) был размещен ЕРРРП по состоянию на 18.11.2019 г. Проводов и розеток там еще нет, а вот «Уличный светодиодный светильник» уже есть.

Или вот «Бумага электроизоляционная слюдяная марок JP» или «Ленты клеящие марок ЛК-150,ЛК-210»: желающие могут поискать в них «электронный компонент или модуль».

Однако, как мы помним, Постановление-878  утверждает также Перечень-878. И «госзакупочные» меры по стимулированию касаются не любой радиоэлектронной продукции, а той, которая включена в данный перечень. То есть, что бы сработало правило «третий лишний» (см. выше), нужно не только наличие двух предложений продукции из ЕРРРП, но и чтобы закупалась продукция,  содержащаяся в Перечне-878. Типа схемы «двух ключей».

Графически это выглядит так:

А вот пункты по изменениям Постановления-875 касаются только «радиоэлектронной продукции». При этом положение о ведении ЕРРРП не содержит запрета на включение в него продукции, не входящей в Перечень-878. То есть для заказчиков-субъектов 223-ФЗ теоретически есть вероятность поддерживать 30%-й преференцией всю продукцию, которую производитель включил в ЕРРРП.

Даже определеннее: для заказчиков – субъектов Закона 223-ФЗ нет оснований суживать номенклатуру продукции, подпадающей под 30%-ю преференциальную поправку до содержащейся в Перечне-878; они должны поддерживать ВСЕХ производителей продукции из ЕРРРП.

В итоге возникает ситуация, при которой:

  • Государственные и муниципальные заказчики (субъекты Закона 44-ФЗ) должны поддерживать производителей той части номенклатуры продукции из ЕРРРП, которая содержится в Перечне-878;
  • Отдельные виды юридических лиц (заказчики – субъекты Закона 223-ФЗ) должны поддерживать производителей всей номенклатуры продукции из ЕРРРП.

«Два мира – два Шапиро».

Проблема вторая. Как лотировать?

И здесь опять история про «два мира». Субъектам 44-ФЗ прямо запрещено смешивать в одном лоте радиоэлектронной продукции из Перечня-878 и не входящую в него (п. 7 Постановления-878):

«Установить, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него».

Можно предположить, что это не всегда удобно. Зато понятно.

Субъекты Закона 223-ФЗ подобной ясности лишены, а вопрос далеко не праздный.

Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:

Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2022 г.

Стоимость: 16800 руб. Подробнее

Продолжение следует