Некоторые аспекты судебной практики в отношении закупок по Закону № 223-ФЗ
В середине мая 2018 г. Президиумом Верховного Суда РФ (ВС РФ) был утвержден Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ (далее – обзор). В этом обзоре обозначены правовые позиции ВС РФ, касающиеся ряда спорных моментов, которые возникают в процессе осуществления закупок и решаются в судах. Некоторые из них мы рассмотрим в данной статье. Хотя право в РФ не является прецедентным, тем не менее позиция ВС РФ по тем или иным вопросам является серьезным аргументом при принятии решений судами различных инстанций, а также контрольными органами, в т.ч. ФАС России.
Давайте рассмотрим наиболее значимые вопросы для заказчиков:
- Требование об отсутствии у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на дату рассмотрения заявок ограничивает количество участников закупки, противоречит законодательству.
Пунктом 5.3.3.1. документации Заказчика установлено требование: «об отсутствии у участника конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности, и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято».
Установленные документацией даты: дата окончания подачи заявок – 26.01.2018, дата рассмотрения заявок – 12.02.2018.
Таким образом, участник конкурса на момент подачи заявки может не иметь недоимки по налогам, сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако, к моменту рассмотрения заявок, возникновение недоимки и задолженности (например, не по вине такого участника) повлечет признание Заказчиком сведений, содержащихся в представленных участником в составе заявки документах недостоверными, что является основанием для отказа в допуске на участие в конкурсе такому участнику, запроса котировок на любом этапе проведения конкурса, согласно требованиям документации.
Действия Заказчика, установившего указанные положения документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат п. 2 ч.1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ), пп. 2 п. 32 Положения о закупке и нарушают требования ч.1 ст. 2 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-51/18 от 29.01.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-6578-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Установление в документации о закупке 1) требования о наличии необходимых специалистов в штате у исполнителя, 2) условия о согласовании с заказчиком привлекаемых субподрядных организаций, ограничивает исполнителя в осуществлении предпринимательской деятельности.
Пунктом 6.17 технического задания документации установлено, что специалисты исполнителя при посещении объектов и структурных подразделений Заказчика должны предъявлять, в том числе копию трудового договора с организацией-работодателем с отметкой заместителя директора Заказчика по безопасности о проведенных проверочных мероприятиях и печатью Заказчика (в случае, если организацией-работодателем является субподрядная организация, привлеченная Исполнителем, то Исполнитель должен предварительно согласовать с Заказчиком ее привлечение в качестве субподрядчика по исполнению данного Договора).
Вместе с тем, наличие специалистов исключительно в штате у исполнителя по договору не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств в рамках договора, заключаемого по результатам закупки, а также предоставление копий трудовых договоров, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера.
Кроме того, документацией неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых субподрядных организаций.
Участник закупки, отвечающий установленным документацией требованиям, является субъектом предпринимательской деятельности, который вправе привлекать к выполнению работ иных лиц, в связи с чем, установление Заказчиком в документации условия о согласовании привлечения субподрядных организаций ограничивает Исполнителя в осуществлении предпринимательской деятельности.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-66/18 от 01.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-7671-18.
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Требование о согласовании с Заказчиком замены лица, уполномоченного на ведение всех финансовых операций, включая платежи, документооборот и иные взаиморасчеты с Заказчиком, осуществление бухгалтерского учета, оформление первичных документов, подписание, предоставление, получение документов, а также совершения иных действий от имени коллективного участника, ограничивает такого участника в осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 12.5.8 документации замена лица, уполномоченного на ведение всех финансовых операций, включая платежи, документооборот и иные взаиморасчеты с Заказчиком, осуществление ведения бухгалтерского учета, оформление первичных документов, исполнение обязанностей налогоплательщика, осуществление документооборота в порядке, определенном договором, включая, но не ограничиваясь, выставлением актов, счетов, счетов-фактур, подписание, предоставление, получение документов, а также совершение иных действий от имени коллективного участника, связанные с исполнением договора, допускается с письменного согласия Заказчика.
Однако, участник закупки, отвечающий установленным документацией требованиям, является субъектом предпринимательской деятельности, который вправе самостоятельно выбирать лидера такого участника, а также производить его замену, в связи с чем, установление Заказчиком в документации условия о согласовании замены лидера коллективного участника ограничивает такого участника в осуществлении предпринимательской деятельности.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-66/18 от 01.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-7671-18.
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- При проведении запроса предложений в случае внесения изменений в извещение о закупке, документацию о закупке, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Заказчиком в ЕИС размещена редакция документации, при этом срок окончания подачи заявок на участие в запросе предложений в нарушение требований ч.11 ст. 4 Закона 223-ФЗ не был продлен таким образом, чтобы со дня размещения в ЕИС изменений документации о закупке до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-71/18 от 05.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-8288-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется (до 01.07.2018 – даты вступления в силу части 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ: «…В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки»);
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется (до 01.07.2018 – даты вступления в силу части 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ: «… В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки»);
- в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется (до 01.07.2018 – даты вступления в силу части 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ: «… В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки»).
- При наличии обязанности осуществить закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства (п.18 ПП № 1352 от 11.12.2014), установление в документации требования о наличии у участника статуса субъекта малого и среднего предпринимательства является обязательным.
Согласно п. 18 раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352, в случае, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 200 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в утвержденный заказчиком перечень продукции, закупки которой осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется только с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный распоряжением Заказчика, включена закупка с кодом ОКПД2 71.12.39 «Услуги по геологическим, геофизическим изысканиям и видам научных изысканий, связанных со строительством, прочим».
Согласно извещению в ЕИС, Заказчиком для реализации запроса предложений применяется код ОКПД2 72.12.39.113 «Услуги по мониторингу загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц», что является подвидом работ, установленных под кодом ОКПД2 71.12.39 «Услуги по геологическим, геофизическим изысканиям и видам научных изысканий, связанных со строительством, прочим».
Согласно п. 3.1.1 документации, участвовать в запросе предложений может любое лицо, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства.
Учитывая тот факт, что начальная максимальная цена закупки – 120 000 000 руб., отсутствие в документации требования к участникам запроса предложений о наличии статуса субъекта малого и среднего предпринимательства противоречит п.2 ч.1 ст. 3, п.2 ч.8 ст.3, п.9 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-71/18 от 05.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-8288-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Требование об осуществлении победителем закупки взаиморасчетов с использованием счетов, обслуживаемых конкретным банком, указанным заказчиком в документации о закупке, противоречит законодательству.
Согласно требованиям документации о закупке победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР» (для договоров с резидентами РФ и нерезидентами, имеющими постоянное представительство на территории РФ).
При этом осуществление взаиморасчетов с использованием счетов в иных банках не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств по договору, а также обременяет участника закупки, в случае признания его победителем по результатам Запроса предложений, открыть счет в указанном в Документации Заказчиком банке.
Установление в Документации указанного требования ограничивает количество участников Запроса предложений, а также противоречит пункту 3.2.2. Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и нарушает часть 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-71/18 от 05.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-8288-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- При установлении заказчиком требования об отсутствии у участника закупки признаков корпоративного мошенничества и коррупционных действий, порядок оценки по таким признакам должен быть определен заказчиком в документации о закупке
Согласно пункту 3.2.1 Блока 3 Документации участники закупки, претендующие на заключение договора с Заказчиком, должны удовлетворять минимальным требованиям, указанным в Блоке 8 Документации (пройти аккредитацию).
Блок 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации к участникам Запроса предложений устанавливает обязательные требования к участника Запроса предложений.
Согласно пункту 11 Блока 8 Документации установлено требование об отсутствии в деятельности Поставщика/Участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства любой страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремисткой деятельности или терроризму.
Вместе с тем, ни Документация, ни Положение о закупке не определяют, что относится к вышеуказанным признакам и каким образом Заказчик будет устанавливать данные признаки. Кроме того, уполномоченным на то органом, в соответствии законодательством Российской Федерации, является исключительно Правохранительный орган.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-71/18 от 05.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-8288-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Отрицательный опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг для заказчика».
Согласно документации о закупке, при сопоставлении заявок и определении участников, прошедших Предварительный квалификационный отбор, участники закупки оцениваются, в том числе, по критерию «Отрицательный опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг для заказчика».
Оценка квалификационных заявок по критерию «Отрицательный опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг для заказчика» осуществляется на основании документа, содержащего информацию о наличии (отсутствии) отрицательного опыта в виде неурегулированных претензий и/или арбитражно-судебных споров (справка) в свободной форме.
За наличие отрицательного опыта (неурегулированных претензий, судебных споров) присваивается 0 баллов. За отсутствие отрицательного опыта (неурегулированных претензий, судебных споров) присваивается 21 балл.
Вместе с тем, заказчиком в документации о закупке не раскрыто содержание понятия «неурегулированные претензии, судебные споры», а также не указан временной период, в течении которого у участника закупки должны наличествовать/отсутствовать неурегулированные претензии, судебные споры.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Предварительном квалификационном отборе, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-56/18 от 30.01.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-6581-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Требование о предоставлении в составе заявки участника документов, подтверждающих соответствие товара (паспорт качества, сертификат соответствия, технические условия и т.д.), которым участник закупочной процедуры не может обладать не приобретая соответствующего товара, является избыточным, противоречит законодательству.
Согласно ст. 456 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.) предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы. Требование о предоставлении в составе заявки участника паспорта качества, сертификатов соответствия и иных документов, в соответствии с требованиями технического задания документации, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании продукцию.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о предоставлении сертификатов соответствия, возможность участников закупки подать заявку на участие в аукционе в соответствии с такими требованиями документации, зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-85/18 от 08.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-9796-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Отсутствие перечня документов, а также порядказапроса дополнительных документов при применении механизма постквалификации, ставит запрос таких дополнительных документов в отношении конкретного участника в зависимость от решения Заказчика.
Согласно Положению о закупке заказчика, постквалификация может проводиться только в случае, если возможность ее проведения была установлена в документации о закупке, и только на предмет повторного подтверждения участниками закупки их соответствия требуемым параметрам квалификации и условиям исполнения договора в порядке, установленными в документации о закупке. Постквалификация проводится по решению закупочной комиссии в отношении участника закупки: занявшего первое место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок; занявшего второе место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок, если участник закупки, занявший первое место, не прошел постквалификацию либо отказался от проведения постквалификации; признанного единственным участником закупки по итогам рассмотрения заявки.
Документаций о закупки, помимо указанного в Положении о закупке, установлено, что в ходе проведения постквалификации организатор закупки имеет право: запрашивать предоставление участником закупки документов, установленных документацией о закупке, в целях подтверждения заявленных параметров квалификации и условиям исполнения договора; инспектировать производство участников закупки на предмет наличия заявленных ими характеристик и их соответствия установленным в документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора; запрашивать у соответствующих органов государственной власти, у юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней, информацию о достоверности сведений, представленных в заявке.
Таким образом, из указанного пункта следует, что заказчик на этапе постквалификации вправе запросить у победителя закупки, а также участника занявшего второе место по результатам оценки заявок иной перечень документов, который не предусмотрен документацией.
Вместе с тем, документация не содержит перечня документов, который необходимо представить участникам при проведении постквалификации.
При этом в Положении о закупке и документации не установлен порядок запроса дополнительных документов, что ставит запрос дополнительных документов в отношении конкретного участника в зависимость от решения Заказчика.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-94/18 от 12.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-10081-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- рассмотреть целесообразность включения в типовые формы документаций о закупке (раздел о порядке проведения постквалификации) информации о порядке запроса документов в случае применения механизма постквалификации, c указанием ссылок на соответствующие разделы ДоЗ для направления обновленного перечня документов.
- Порядок привлечения субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения условий заключенного по результатам закупки договора должен устанавливаться Исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком.
В документации о закупке (проект договора) установлено, что исполнитель вправе по согласованию с заказчиком привлекать для оказания услуг по договору соисполнителей.
Вместе с тем, согласование заказчиком привлекаемых исполнителем по договору соисполнителей, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит исполнителя по договору в зависимость от волеизъявления заказчика.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона 223-ФЗ, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-94/18 от 12.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-10081-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Условие документации о закупке о разрешении третейским судом споров, разногласий, требований, возникающих в связи с проведением закупки, противоречит действующему законодательству.
Документацией о закупке установлено: «все споры и разногласия, возникающие в связи с проведением конкурса … могут быть решены в Третейском суде при Российском союзе промышленников и предпринимателей (г. Москва), в соответствии с его правилами, действующими на дату подачи искового заявления. Вышеизложенное не ограничивает права сторон на обращение в суд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» предусмотрено, что спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
Таким образом, в связи с тем, что разрешение третейским судом споров, разногласий, требований, возникающих из договора или в связи с ним, в том числе касающихся его исполнения, нарушения, изменения, прекращения или недействительности, не предусмотрено Законом 233-ФЗ, данное положение документации о закупке не соответствует положениям Закона 223-ФЗ, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и является нарушением части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-90/18 от 12.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-9969-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Ограничение участия в закупочной процедуре лиц, аффилированных с иными участниками закупки, противоречит законодательству.
Документацией о закупке установлено, что «конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсные заявки участников конкурса, аффилированных между собой» (понятие аффилированного лица согласно статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Заказчиком, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, установлены вышеуказанные требования, так как Законом 223-ФЗ не предусмотрено ограничение участия в закупочной процедуре лиц, аффилированных с иными участниками закупки.
Наличие у участника закупки аффилированности с иным участником закупки однозначно не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по договору и недобросовестности такого участника закупки.
Установление в документации данного требования в качестве обязательного к участникам Конкурса, а также отказ в допуске на основании вышеуказанного требования противоречит пункту 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и нарушает часть 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-90/18 от 12.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-9969-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Требование документации о том, что участник аукциона должен являться производителем либо обладать правом поставки, предоставленным производителем, по конкретным позициям, может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречит законодательству.
Документацией о закупке установлено требование, что участник аукциона должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.
Вместе с тем, участник Аукциона может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
В отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в аукциона, возможность участников закупки подать заявку на участие в аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями документации о закупке всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в документации о закупке, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-98/18 от 15.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-11391-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Установление требования о наличии у участника необходимых производственных мощностей на момент проведения закупки ограничивает количество участников закупки, противоречит законодательству.
Документацией о закупке установлено, что участник аукциона должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для выполнения работ, в том числе рядом определенной техники в требуемом количестве (автобетонаносос (2), бульдозер на гусеничном ходу (2), гидросеялка (1) и пр.)
В подтверждение наличия производственных мощностей, ресурсов участник в составе заявки должен представить: документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы); документ по форме приложения № 13 к документации.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанной в документации строительной техники, а также подтверждающих документов, указанных в пункте 2.3 документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона, поскольку такая техника может быть привлечена участником закупки, например на условиях аренды, после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки. Указанные требования налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о подтверждении наличия производственных мощностей, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-110/18 от 16.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-11806-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Требование о подтверждении наличия квалифицированного персонала, ограничивают количество участников закупки, противоречат законодательству.
Документацией о закупке установлено, что участник Аукциона должен располагать квалифицированным персоналом в количестве не менее 4 человек, имеющих высшее образование и квалификацию «инженер» по одной из специальностей, указанных в общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2016 в следующих группах специальностей: архитектура; техника и технологии строительства; техника и технологии наземного транспорта.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить: дипломы о наличии у задействованных сотрудников образования; документ по форме приложения № 12 к документации; дипломы, сертификаты сотрудников о повышении квалификации; штатное расписание (в случае привлечения персонала, находящегося в штате); информацию о трудовых договорах или гражданско-правовых договорах со специалистами, задействованными при выполнении работ, иных договорах на оказание услуг по предоставлению персонала (в виде справки).
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного в документации квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов, указанных в документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона, поскольку такой квалифицированных персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в аукциона.
Таким образом, действия заказчика, установившего требование о подтверждении наличия квалифицированного персонала, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, Положению о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-110/18 от 16.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-11806-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Требование о предоставлении в составе заявки документа, который будет необходим в период оказания услуг, выполняемых по договору, нарушает требование законодательства.
Документацией о закупке установлено требование о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, в случае использования при обращении с отходами новой технологии/техники /вещества. Основание – пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В подтверждение соответствия указанному требованию участник закупки должен представить в составе заявки на участие в Запросе цен заверенную ЭЦП копию положительного заключения государственной экологической экспертизы (в том числе приказа об утверждении заключения) на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ или копию письма уполномоченного органа исполнительной власти в области экологической экспертизы о том, что проект технической документации не является объектом государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, установление требования о предоставлении в составе заявки участника закупки положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, так как обременяет участников Запроса цен заблаговременно получить указанное заключение на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, которые будут использоваться в месте осуществления работ, установленном в Документации.
Вышеуказанный документ будет необходим в период оказания услуг, выполняемых по договору, заключаемому по результатам закупки, и может быть получен участником закупки в установленном законом порядке в случае победы в Запросе цен.
На основании вышеизложенного, требования о предоставлении в составе заявки участника закупки положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, являются излишними, а также противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, пункту 3.2.2. Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-118/18 от 21.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-14310-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Требование об отсутствии у участника закупки случаев судебных разбирательств с Заказчиком и (или) иным обществом, принадлежащим группе Заказчика, ограничивает круг участников закупки.
Документацией о закупке установлено требование об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с Заказчиком или Обществом Группы Заказчика в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения Заказчиком или Обществами Группы Заказчика в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора.
Вместе с тем, указанное требование не может быть признано равноправным, поскольку участники, имеющие судебные разбирательства с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом Группы, так и с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД» ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком») не может быть применено в равной степени к двум участникам, так как один из участников подлежит отклонению, а другой к допуску к участию в закупке, при этом имея судебные разбирательства с иными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса цен ограничивает круг участников Запроса цен, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса цен противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-118/18 от 21.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-14310-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Установление соотношения разделения объема работ между подрядчиком/генподрядчиком и субподрядчиками, является вмешательством в деятельность хозяйствующего субъекта.
Документацией о закупке предусмотрено, что от подрядчика ожидается, что основная часть работ по договору будет выполняться с использованием собственного оборудования и персонала подрядчика, в частности __________ (указываются работы, которые не могут быть переданы на субподряд).
Вместе с тем, установление соотношения разделения объема работ между подрядчиком/генподрядчиком и субподрядчиками, является вмешательством в деятельность хозяйствующего субъекта.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации требования об ограничении объема работ, выполняемого субподрядными организациями, привлеченными победителем закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-118/18 от 21.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-14310-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Установление в Положении о закупке положения о наличии у участника запроса предложений опыта оказания услуг по предмету закупки ограничивает количество участников закупки.
Пунктом 2.1 Документации установлено, что участник должен иметь опыт по фактически оказанным услугам по каждому из перечисленных ниже направлений, стоимость которого в сумме составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 2 к документации запроса предложений: опыт ежедневной публикации (размещения) на сайтах и/или веб-порталах транспортной тематики текстовых материалов (не менее 800 материалов в месяц); опыт публикации (размещения) на сайтах и/или веб-порталах иллюстративных материалов; опыт формирования тематических подборок фотоматериалов для фотогалерей и/или фоторепортажей; опыт создания художественных иллюстративных материалов (баннеров и/или коллажей и/или открыток и т.п.); опыт оказания услуг по поддержке (мониторингу и/или модерированию) сайтов и/или веб-порталов; опыт проведения и/или публикации и/или анализа опросов на сайтах и/или веб-порталах; опыт по организации обработки обращений пользователей сайтов и/или веб-порталов и пр.
При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки), по всем указанным в пункте 2.1 документации запроса предложений направлениям.
В подтверждение опыта оказания комплекса услуг участник в составе заявки представляет: документ по форме приложения № 9 к документации запроса предложений о наличии опыта, указанного в пункте 2.1 документации запроса предложений; акты об оказании услуг; договоры оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями); документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Вместе с тем, отсутствие у участника Запроса предложений опыта оказания услуг не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запрос предложений, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и нарушают часть 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-122/18 от 28.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-15199-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Неправомерно установление в Документации положения, согласно которому договор по результатам Закрытого запроса предложений может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания протокола по выбору победителя Закрытого запроса предложений.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно пункту 4.1.28 Информационной карты Документации в редакции № 3 (опубликованной в ЕИС 24.01.2018), договор по результатам Закрытого запроса предложений может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания протокола по выбору Победителя Закрытого запроса предложений.
Представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что при составлении Документации Заказчиком допущена техническая ошибки в части указания периода заключения договора по результатам Закрытого запроса предложений.
Уведомлением от 29.01.2018, Заказчик внес изменения в Документацию, согласно которым пункт 17 Извещения о закупке, пункт 4.1.28 Информационной карты Документации установлен в следующей редакции: «Договор по результатам запроса предложений между Организатором закупки и Победителем закупки будет заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня опубликования в единой информационной системе протокола по выбору Победителя запроса предложений».
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2.1.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и нарушают часть 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-124/18 от 28.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-15208-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Не допускается продление сроков оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в отсутствии закрепленного соответствующего права в Документации, Положении о закупках.
Согласно представленным материалам, протоколами от 29.12.2017 № 2, от 19.01.2018 № 3 Заказчиком принято решение о продлении сроков оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе до 19.01.2018 и 19.02.2018 соответственно.
Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, Положения о закупках, пришла к выводу об отсутствии закрепленной в Документации, Положении о закупках возможности Заказчика, закупочной комиссии продлевать сроки оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, продлившего сроки оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в отсутствии закрепленного соответствующего права в Документации, Положении о закупках, противоречит пункту 1.3.2.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и нарушает часть 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок № 223ФЗ-126/18 от 28.02.2018 http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza/17-15213-18
Рекомендации в части внесения изменений в Положение о закупке и локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, в типовые формы документов, используемых при подготовке и проведении закупочных процедур:
- в Положение о закупке вносить изменения не требуется;
- в локальные нормативные акты Корпорации, принятые в его развитие, вносить изменения не требуется;
- в типовые формы документов, используемые при подготовке и проведении закупочных процедур вносить изменения не требуется.
- Может ли заказчик осуществлять закупку у единственного поставщика, если в положении о закупке не установлено ограничений по применению данного способа?
Согласно позиции ФАС России, поддержанной судом первой инстанции, а затем и апелляционным судом и ВС РФ, если заказчик в своем положении о закупке устанавливает условия, которые позволяют ему осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур и независимо от наличия конкурентного рынка, то это приводит к дискриминации участников закупок и ограничению конкуренции. Что, в свою очередь, нарушает установленные в Законе № 223-ФЗ принципы закупок .
Следовательно, любому заказчику, если он предусматривает в положении о закупке такой способ закупки, как «изначальная закупка у единственного поставщика», необходимо установить конкретные критерии и случаи, когда такой способ может быть использован. Как отмечает ВС РФ, для целей экономической эффективности закупка ТРУ у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие ТРУ обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурентных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).
- Можно ли в документации о закупке устанавливать требование о выполнении договора без привлечения субподрядчиков?
В рассмотренной в обзоре ситуации ФАС России, а затем и суды трех инстанций сочли, что требование заказчика о личном выполнении работ подрядчиком являлось по своей правовой природе запретом, ограничивающим количество участников закупки, что, в свою очередь, ведет к ограничению конкуренции.
Однако Судебная коллегия ВС РФ отменила эти решения и судебные акты в связи с тем, что условие о выполнении закупаемых работ собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство только в том случае, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту. А таких доказательств в рассматриваемом случае ни в ФАС России, ни в судах предъявлено не было. Кроме того, согласно позиции Судебной Коллегии ВС РФ запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей опять же по своей правовой природе не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям гражданского законодательства, которые предоставляют возможность для заказчика включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг) .