Главная / 44 ФЗ / Сложные моменты запроса котировок. Позиция заказчика в случае продления процедуры.

Сложные моменты запроса котировок. Позиция заказчика в случае продления процедуры.

На первый взгляд начинающему контрактному управляющему может показаться, что запрос котировок — наиболее простой и удобный для заказчиков конкурентный способ закупки. Во-первых, наименьшие сроки определения победителя по сравнению с другими конкурентными процедурами (конкурс, электронный аукцион). Во-вторых, минимальные риски нарушений заказчика при проведении процедуры запроса котировок, так как объем документации не значительный, механизм проведения процедуры четко регламентирован. Но данное впечатление ошибочное. И в этой статье рассмотрим основные моменты, которые вызывают затруднение при проведении запроса котировок.

Расчет 10 % от совокупного годового объема закупок

Основным условием применения процедуры запрос котировок является начальная (максимальная) цена контракта, которая не должна превышает 500 тысяч рублей, а так же объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей в год.

Приглашаем пройти курс повышения квалификации:

Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2019 г.

Ближайшие мероприятия:  14-15 августа, 10-11 сентября 2019 г.  Подробнее

Необходимо обратить внимание, годовой объем закупок путем запроса котировок рассчитывается не по начальным (максимальным) ценам контрактов, не по ценам заключенных контрактов, а по суммам, которые были фактически уплачены в течение года по таким контрактам. Этот вывод следует из Писем Минэкономразвития России от 04.04.2016 N ОГ-Д28-4271, от 08.07.2015 N Д28и-2062.

Например, заказчик в 2017 г. провел запрос котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 400 тыс. руб. Контракт с победителем был заключен на сумму 300 тыс. руб. В этом же году контракт был расторгнут по соглашению сторон, оплата частичного исполнения составила 200 тыс. руб. В годовом объеме закупок путем запроса котировок учитывается последняя сумма, т.е. сумма, которая была фактически уплачена поставщику (подрядчику, исполнителю) в данном году.

Требование заказчика, изложенное в извещении о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя) нормам статьи 31

Хорошо известно, что нормы статьи 31 являются обязательными для заказчиков, в соответствии с которыми они в извещении устанавливают единые требования для всех участников закупок, в том числе по пункту 1 части 1 «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки».

Под этой формулировкой подразумевается действие федеральных законов, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в редакции от 31.12.2017 с изм. и доп., вступ.в силу с 01.01.2018), Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ (в редакции от 29.07.2017), «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ (в редакции от 31.12.2017) и др. Заказчики указывают перечень документов, которые предоставляют участники для подтверждения соответствия данному требованию.

Все поставщики (подрядчики, исполнители), подавшие заявку на запрос котировки должны соответствовать данным единым требованиям. И если в других конкурентных процедурах заказчики обладают правом установить требование: в составе заявки предоставить копии документов, подтверждающих соответствие нормам российского законодательства, то в процедуре запрос котировки данное право отсутствует.

Частью 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ не заложена возможность для заказчика предусмотреть в составе заявки участника процедуры запрос котировки ни копии лицензии, ни допуска СРО и др. А требовать то, что не предусмотрено частью 3 статьи 73 федерального закона 44-ФЗ, запрещено.

Как в данной ситуации может поступить заказчик:

  • не использовать запрос котировок;
  • провести процедуру запрос котировки, определить победителя, и если до момента подписания контракта с победителем выявится факт, что победитель предоставил заведомо ложную информацию или недостоверную информацию, отстранить данного участника-победителя в соответствии с частью 9 статьи 31;
  • провести процедуру запрос котировки, определить победителя, и если выявится факт после подписания контракта в период исполнения контракта, что победитель предоставил заведомо ложную информацию или недостоверную информацию, расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Вполне возможно сложится ситуация, что в составе заявки отсутствует лицензия. Правомерно ли отклонение заявки на участие в запросе котировок в случае отсутствия копии лицензии в составе такой заявки?

В этом случае комиссия должна руководствоваться частью 3 статьи 73, которая содержит исчерпывающий перечень сведений и документов. На основании части 4 статьи 73 требовать от участника иное не допускается.

Котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки на участие в запросе котировок подтверждения соответствия поставщика таким требованиям может осуществить проверку посредством доступных способов, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации. При этом у заказчика есть возможность отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказаться от заключения контракта с победителем в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, установленным в соответствии с части 1 статьи 31.

Минфин России в Письме от 29.11.2017 N 24-02-07/79270 высказало схожую позицию с Минэкономразвитием, которое свое  мнение высказывало еще в 2015 году, о нецелесообразности проведения запрос котировок, когда от участника требуется лицензия. В Письме Минфина России от 29.11.2017 N 24-02-07/79270 указано, «если объект закупки — лицензируемый вид деятельности, госзаказчик обязан указать в извещении о запросе котировок, что у участника должна быть лицензия. Заказчик не вправе требовать, чтобы участник представил в составе заявки копию лицензии, поэтому за то, что участник ее не подаст, отклонить заявку нельзя».

Еще на один аспект этого вопроса хотелось обратить внимание. Поставщик (подрядчик, исполнитель) подал заявку на участие в процедуре запрос котировки, в которой нет данных о соответствии единым требованиям. Как комиссия должна поступить в этой ситуации? Ответ регулятора однозначный: ее нужно принять. По мнению госоргана, неправомерно отклонять котировочную заявку только потому, что в ней отсутствует декларация о соответствии требованиям, предусмотренным пунктам 3-10 части 1 статьи 31.

Вывод обоснован тем, что указанный закон содержит исчерпывающий перечень документов, которые подаются в составе котировочной заявки. Среди них эта декларация не упоминается.

Соответственно, неправомерно также требовать данную декларацию в извещении о запросе котировок.

Рекомендуется: при подаче заявки не устанавливать требование предоставления лицензии (копии лицензии), декларации соответствия и иных документов, подтверждающих соответствие участника запроса котировок требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31.

Форма и содержание заявки на участие в запросе котировок

В процедуре запрос котировки отсутствует возможность ограничить форму подачи заявки участником закупки. Законодательно определено, что форма заявки вполне возможна бумажная заявка в запечатанном конверте или электронная заявка. Судебная практика еще в 2014 г. внесла ясность, что электронная заявка должна быть подана только через единую информационную систему.

Следовательно, если электронная заявка поступила на электронный адрес заказчика без единой информационной системы, то заказчик такие заявки не принимает, комиссия не имеет право их рассматривать.

Пример

Решение арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-29351/2014 от 18.06.14 г.

Решение арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-2592/2014 от 24.07.14 г.

Решение арбитражного суда Курганской области по делу № А34-2971/2014 от 11.07.14 г. Комиссия не стала рассматривать электронную заявку. Жалоба. ФАС жалобу удовлетворил. Суд поддержал заказчика.

О не допустимости подачи заявки через электронную почту заказчика указывалось и в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2348.

Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении указал, что если заказчик в извещении о запросе котировки не указал, что электронный заявки подаются только через единую информационную систему, а заявка от поставщика (подрядчика, исполнителя) поступила на адрес электронной почты заказчика, тогда такую заявку заказчик обязан зарегистрировать и рассмотреть.

(Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2016 г. по делу №304-КГ16-1289)

Рекомендуется: в извещении указывать, что подачи электронных заявок только с использованием единой информационной системы.

Если указали, то – не регистрируем!

Заказчик обязан рассматривать электронные заявки, если извещение предусматривает их подачу

(Постановления 18 арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 18АП-10626 / 2014 по делу N А34-2971/2014).

Заказчик при проведении запроса котировок установил в извещении возможность подачи заявок в электронной форме. По итогам запроса котировок к участию были допущены две заявки на бумажном носителе. Заявки в электронной форме не регистрировались и не рассматривались. В связи с этим ЮЛ, подавшее электронную заявку, обратилось с жалобой в ФАС, который признал ее обоснованной. Заказчик с таким решением не согласился и обжаловал его в суде.

Суд оставил решение ФАС в силе, действия заказчика признал неправомерными. Он исходил из того, что в извещении заказчиком предусмотрена возможность подачи заявки в электронной форме (без ссылок на ЕИС), а также указаны адреса электронной почты заказчика и уполномоченного органа. Поэтому участник закупки при подаче заявки в электронной форме следовал требованиям извещения.

В случае если бы в извещении указывалось, что заявка должна подаваться в электронной форме с использованием единой информационной системы, у заказчика имелось бы правовое обоснование отклонить ее на основании части 7 статьи 78. Однако такого условия извещение не содержало. По мнению суда, отказывая в регистрации и не рассматривая заявку, поданную в электронной форме, заказчик нарушил положение части 3 статьи 77.

В Законе 44-ФЗ законодателем  определен перечень документов, которые должны быть в составе заявки участника в процедуре запрос котировки. В соответствии с данным перечнем нет требования указывать в заявке почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), но в период проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками комиссия должна огласить  почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой участника запроса котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке открывается (пункт 1статья 78).

Как поступить в этой непростой ситуации заказчику? Как уже выяснили, в статье 73 законодательно установлен закрытый перечень сведений, которая должна содержать котировочная заявка.

Пример

Прокурор возбудил в отношении начальника учреждения два административных дела по ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, за то, что в форме котировочной заявки имеется графа «почтовый адрес». Дело передано в УФАС.

Позиция регулятора поменялась в течение месяца. В письме Минэкономразвития от 17 мая 2016 г. № Д28и-1329: требование почтового адреса и ИНН участника — не соответствует 44-ФЗ. В Письме Минэкономразвития от 23 июня 2016 г. № Д28и-1719: если в форме котировочной заявки это требование есть, а участник не указывает, комиссия отклоняет такую заявку. Можно сделать вывод, что требовать можно.

Пример

Котировочная заявка заполнена не по форме: суд пояснил, вправе ли госзаказчик ее отклонить?

Участник привел в котировочной заявке все необходимые сведения. Однако по структуре она немного отличалась от формы, которую заказчик установил в извещении. В заявке было 13 пунктов, а в форме — 11. Заказчик отклонил заявку.

Суд признал действия заказчика незаконными. Участник ничего не нарушил: во-первых, закон не запрещает включать в заявку дополнительные сведения, во-вторых, участник лишь разбил сведения из одного пункта в форме заказчика на три пункта в своей заявке.

Ранее суды уже высказывали сходное мнение. Минэкономразвития, в свою очередь, указывало, что котировочную заявку, поданную не по форме, заказчик должен отклонить. Однако ведомство не поясняло, что понимает под такой заявкой.

(Постановление АС Уральского округа от 22.02.2018 по делу N А60-26272/2017

Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-1971)

Действия членов комиссии в ситуации отзыва, изменения заявки

поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

При любых ли случаях поставщику (подрядчику, исполнителю) предоставлено право отозвать заявку? Законодательно определено только в случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок (часть 1 статья 77).

Как отозвать заявку? Данная ситуация законодательно урегулирована в отличии от ситуации изменения заявки. Изменить участник закупки вправе изменить на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок так же возможно только в случае , если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок (часть 1 статья 77).

А как процедурно это выполнить? Принести второй конверт с заявкой и передать его в комиссию? Комиссия как этот конверт будет регистрировать, как вторую заявку или как первую под тем же номером? Но дата регистрации будет другая, следовательно и номер регистрации другой. Тогда эту заявку нужно рассматривать как вторую поданную от этого участника. Мы знаем, что две заявки, поданные на процедуру запрос котировки от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) не рассматриваются и возвращаются. А нужно их регистрировать? Нужно! В случае необходимости, можно будет доказать, что заявки поступило от одного участника две.

Пример

Решение арбитражного суда Челябинской области  по делу №А76-855/2014 от 14.07.14 г., где отмечено что дополнение письменной заявки в запечатанном конверте на участие в процедуре не допускается. Участники оправдывались – у них не подача новой заявки, это изменение заявки. Нет! К сожалению, часть 2 статьи 51 содержит не корректную формулировку.

Есть решения нескольких судов. Дополнять заявку новыми документами нельзя, исходя из буквального толкования!

Рекомендуется: в ситуации изменения заявки – отозвать и подать новую заявку!

Приглашаем пройти курс повышения квалификации:

Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2019 г.

Ближайшие мероприятия:  14-15 августа, 10-11 сентября 2019 г.  Подробнее

Продления срока подачи заявок – действия заказчика

Приходится констатировать, что действия заказчика в этой ситуации законодательно не определены. У заказчика возникают вопросы, на которые в Законе 44-ФЗ нет ответов. Например, нужно ли проводить процедуру вскрытия конвертов с заявками после продления запроса котировок? По логике норм всего Закона 44-ФЗ нужно,

Может ли отклоненный участник подать снова заявку при продлении срока?

Например, участник процедуры запрос котировки увидел причины отклонения своей заявки в протоколе и решил «исправиться», в соответствии с Законом 44-ФЗ он может внести изменение в заявку и подать новую заявку.

С другой стороны, как рассматривать продление процедуры запрос котировки, как продление одной единой процедуры или как второй этап запроса котировки. Если это одна процедура, то вторую заявку участник подать не может, первоначально необходимо отозвать первую заявку, в противном случае обе заявки, поданные от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) не рассматриваются и возвращаются.

Таким образом, время вопрос о правомерности подачи заявок такими участниками заявок законодательно был не определен, что и вызывало дискуссию.

Данная ситуация, к радости заказчиков, была урегулирована письмами Минэкономразвития России и ФАС России (Письмо Минэкономразвития России от 25.06.2015 N Д28и-1916; Письмо ФАС России от 29.07.2015 N АЦ/38364/15).

Если срок проведения запроса котировок продлен, подать отклоненную заявку повторно нельзя. В случае, когда запрос котировок признан несостоявшимся из-за того, что все поданные заявки отклонены (ч. 2 ст. 79), и заказчик продлевает срок их подачи, участники не вправе подать заявки еще раз. Вывод основан на ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик обязан отклонить все заявки участника, если тот подал две заявки и более.

Рекомендуется: воспользоваться правом заказчика, законодательно закрепленное частью 3 статьи 74 и одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Данное действие заказчика возможно позволит избежать ситуации продления процедуры запроса котировок.

Завершая обзор сложных моментов проведения процедуры запрос котировок, автор желает всем заказчикам не допустить нарушений в работе и не быть привлеченными к административной ответственности.


Шелоумов М.Л., эксперт НАИЗ, кандидат юридических наук