Главная / 223 ФЗ / Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону 223-ФЗ

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону 223-ФЗ

Не позднее 1.01.2019 года заказчики обязаны были привести свои положения о закупках в соответствие с требованиями 223-ФЗ, утвердить и разместить их в ЕИС. Одним из нововведений в текущей версии 223-ФЗ (введены законом 505-ФЗ от 31.12.2017 года) стало определение требований к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок подготовки и осуществления такой закупки, а также перечень исчерпывающих оснований для ее проведения закупки.

Неслучайно государство, как регулятор экономики уделяет большое внимание закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Государство регулирует такие закупки в системе госзаказа (44-ФЗ) и будет регулировать такие закупки в рамках 223-ФЗ с целью контроля их доли в общем количестве закупок, а также обоснованности использования данного неконкурентного способа закупки.

Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:

Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2022 г.

Стоимость: 16800 руб. Подробнее

Значительная часть всех закупок у крупнейших заказчиков в рамках 223-ФЗ осуществляются путём прямых закупок (закупка у единственного поставщика). На это у заказчика есть определённые причины, например, когда на рынке отсутствуют альтернативные потенциальные исполнители по данной закупке. Или, в силу специфики определённой деятельности или продукции (закупки продукции (товаров, работ, услуг у производителей-монополистов, хотя здесь можно отметить, скорее, директивную составляющую в части обоснования данных закупок), а также, например, требований о наличии определённых специальных знаний или компетенций у поставщика (закупки, связанные с безопасностью и т.д.) – заказчик осуществляет некоторые закупки напрямую у поставщиков.

Итак, закон 505-ФЗ от 31.12.2017 года внес значительные коррективы в закон 223-ФЗ, но, и тем самым, конкретизировал многие основополагающие элементы, такие как, например, способы закупок.

С 1.07.2018 года, запрос предложений, например, приравнен к торгам, также, как и был ранее конкурс и аукцион, и, в том числе, «запрос цен», который ныне переименован в запрос котировок. Все перечисленные способы закупок теперь определены как конкурентные. Если же не выполняются следующие условия части 3 статьи 3 223-ФЗ:

«Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)».

«Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке».

– процедура будет считаться неконкурентной.

Следует разделять неконкурентные закупки и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Некоторые заказчики под закупками у единственного поставщика подразумевают и иные неконкурентные способы закупок. Например, в ГК «Росатом», под закупками у единственного поставщика подразумеваются и мелкие закупки, и упрощенные закупки, и прямые закупки у единственного поставщика, и закупки путем участия в конкурентной процедуре продавца, а также закупки во исполнение доходных договоров. Некоторые из них подразумевают некую «состязательность» (упрощенная закупка в Росатоме), выражающуюся в том, что выбор поставщика осуществляется путем направления нескольких персональных запросов организациям, специализирующимся на поставке определенной продукции, и в последующей оценке полученных от этих организаций ответов в порядке, установленном в положении о закупке.

В ПАО «РусГидро» перечисленные выше закупки (за исключением мелкой закупки) относятся к неконкурентным… В КГ «Ростех» же, наоборот – предусмотрен только один неконкурентный способ – закупка у единственного поставщика. Эти и многие другие крупные заказчики в своих локальных нормативных актах по закупкам устанавливают обоснования по аналогии с 44-ФЗ.

Но, несмотря на различные формулировки в положениях о закупках, суть закупки у единственного поставщика у всех заказчиков одинаковая – приобретение продукции у заранее определённого поставщика (закупки, предопределенные обстоятельствами), либо, по решению самого заказчика – без конкурентной основы в понимании ч.3 ст.3 223-ФЗ.

Ниже в инфографике представлены основные виды обоснований закупки у единственного поставщика у крупнейших заказчиков (для анализа в работе использовались положения о закупке следующих заказчиков: ПАО «РусГидро», ГК «Росатом», ГК «»):

Как мы видим, обоснования закупок у единственного поставщика в целом можно разделить на 2 группы:

Первая группа – это закупки у субъектов монополий и на неконкурентных рынках и, вторая группа, которая, по сути, состоит из трех подгрупп – во всех подгруппах так или иначе под обоснованием закупки подразумевают решение заказчика.

Первая группа (на картинке слева), подразумевает, к примеру, закупки продукции, которая имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика, или какой-либо конкретный поставщик (исполнитель, подрядчик) обладает исключительными правами в отношении данной продукции, или заключается договор поставки продукции, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии 147-ФЗ «О естественных монополиях», или заключается договор энергоснабжения, или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии и т.д. Следует отметить, что некоторые вышеперечисленные обоснования из перечня присутствуют и в законе 44-ФЗ.

Во втором случае (на картинке справа), заказчик самостоятельно формирует перечень обоснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): это могут быть как мелкие закупки, так и закупки в связи с чрезвычайными обстоятельствами или при наличии срочной потребности в определённой продукции. Также к таким обоснованиям относится наиболее крупная подгруппа – обоснования, установленные заказчиком в положении о закупке. В таких случаях заказчик вынужденно, либо по собственной инициативе, несмотря на наличие конкурентного рынка, принимает решение проводить закупку у единственного поставщика на бесконкурентной основе.

В качестве обоснования для проведения таких закупок (либо в других неконкурентных способах закупки, которые приравнены к закупке у единственного поставщика, как в ГК «Росатом») могут прикладываться следующие документы: ценовой анализ, справка-обоснование или пояснительная записка, содержащая обоснование выбора способа конкретной закупки в соответствии с локальными нормативными актами заказчика по закупочной деятельности, обоснование выбора конкретного поставщика, с которым заключается договор; аналитическая записка с результатами сравнения и сопоставления полученных технико-коммерческих предложений и т.д.

Что касается размещения информации о закупке у единственного поставщика, законодатель установил, что с 01.07.2018 года заказчик обязан разместить информацию о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в плане закупок и в Реестре договоров. Также размещается любая иная информация о проводимой закупке, предусмотренная положением о закупке заказчика. Но в то же самое время, извещение о проведении закупки у единственного поставщика с 01.07.2018 года заказчик размещать в ЕИС не обязан.

Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:

Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2022 г.

Стоимость: 16800 руб. Подробнее

Тем не менее на примере закупочной деятельности ГК «Росатом» и ГК «Ростех» извещение все же формируется, но не во всех случаях: например, если предметом закупки является заключение договора, содержащего коммерческую тайну или служебную информацию, или если закупка осуществляется у взаимозависимых лиц, или же, если НМЦ данной закупки не превышает 100/500 тыс. рублей и т.д.

Таким образом, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) занимают определенно важное место в закупочной деятельности любого заказчика. При формировании перечня оснований таких закупок заказчику необходимо руководствоваться принципами обоснованности, наличием исчерпывающих характеристик этих оснований, исключая, при этом, возможность их субъективного толкования, а также нормами законодательства Российской Федерации в области закупок для отдельных видов юридических лиц. Также следует понимать, что закупка у единственного поставщика не всегда сопровождается экономической эффективностью и/или улучшенными условиями исполнения договора. С течением времени усиливается контроль закупок у единственного поставщика в области закупок по 44-ФЗ, не исключено, что государство, рано или поздно, само будет формировать перечень обоснований для таких закупок и воспользоваться правом закупки у единственного поставщика станет сложнее. Крупнейшим заказчикам следует искать баланс между конкурентными и неконкурентными процедурами, и стремиться к снижению доли закупок у единственного поставщика.

  • Сергей Александрович Чубаров, генеральный директор ООО «Энергосервис — Тендер»,
  • Екатерина Олеговна Аристархова, старший консультант ООО «Энергосервис – Конкурентные закупки» (группа компаний «Институт конкурсных технологий»)